Развитие школьника

Ментальная арифметика — что это такое, польза, плюсы, минусы

Ментальная арифметика — миф или реальность

Трудно найти родителей, которые бы ни мечтали видеть в своем чаде вундеркинда. Они хотят гордиться успехами своих детей. Именно по этой причине некоторые родители записывают деток в различные школы раннего развития, начиная обучение с четырех лет. Не меньше вопросов вызывает ментальная арифметика – что это такое, интересуются многие родители. В последние годы в крупных городах России открываются центры, практикующие обучение детей, по необычной методике. Что такое ментальная арифметика,  в чем ее суть, действительно ли дети получают уникальное развитие или это новое веяние моды? Попробуем разобраться в особенностях новой методики, основанной на многовековых знаниях.

История арифметики

Как наука ментальная арифметика возникла более 2 тысяч лет назад в Японии. Еще в древности представители этого государства изобрели способ, развивающий одновременно оба полушария головного мозга. Можно было бы считать это фантастикой, но с фактами не поспоришь. У детей, занимающихся по определенной методике, развитие памяти, внимания, умения производить в уме различные математические вычисления поражает даже ученых.

Для счета используют специальные счеты, изобретенные в Японии. Называются они абакусом или соробаной. По сути, при создании калькулятора основывались на устройстве древнего счетного инструмента. Но есть огромное отличие. Работа с абакусом способствует развитию интеллекта, в то время как вычисления на калькуляторе притупляют умственные способности.

Что называют ментальной арифметикой

Давайте разберемся, что такое ментальная арифметика? Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность человека и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение метальной арифметике рассчитано на возраст от 4 до 16 лет.

Сегодня такую методику развития обоих полушарий головного мозга практикуют в 52 государствах. Везде арифметика пользуется успехом. Малайзия, Северная Америка – это страны, руководители которых тоже считают, что ментальную арифметику их дети должны знать. В России данная методика только проходит обкатку, нашла распространение среди россиян, благодаря франшизе детского развивающего центра «Амакидс». Российские дети могут посещать специальные развивающие центры или обучаться через интернет.

Что дает ментальная арифметика

Не зная сути методики, трудно понять, нужно ли отдавать ребенка в такие центры. Что же дает необычная методика ребенку? В чем польза ментальной арифметики?

Благодаря овладению основами древней арифметики:

  • Развивается креативное мышление, ребенок научится находить единственно верное решение в любых нестандартных ситуациях.
  • Мыслительные процессы становятся осознанными, опираются на развитую память.
  • Логическое мышление, смекалка, умение рассуждать нестандартно, становятся главными.
  • На первый план выходят творческие задатки детей (это касается не только математических данных).
  • Ребенок, обучающийся в школе, чувствует себя более подготовленным к изучению различных дисциплин.
  • Устные вычисления с любыми многозначными числами даются с легкостью.

На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Вот и получается, что основам ментальной арифметики детей нужно учить. Но делать это должен профессионал. Ведь главный принцип любого учения – не навреди!

Видео

Как учиться

Получить знания по ментальной математике можно в специализированных учебных заведениях. Сразу заметим, что родителям лучше не начинать обучение детей самостоятельно. Принимаются в школу дети в возрасте 4-16 лет. Получается, что время обучения 12 лет. Дети к концу курса проходят 12 различных по сложности уровней. На один, как правило, уходит 4 месяца. Занимаются дети один раз в неделю.

Спустя 6 месяцев родители обращают внимание на то, что дети могут свободно оперировать многозначными числами, не пользуясь никакими вычислительными машинами. Есть только один инструмент, который необходим для учебы – абакус или соробана.

Устройство абакуса

Абакус

Что же это за устройство, которое способствует развитию мышления, логики, развивает творческое начало?

Абакус изобрели древние японцы. Внешний вид инструмента за тысячелетия никак не изменился. Это рама в форме прямоугольника со встроенными спицами. Их может быть от 23 до 31 штуки. Бывают абакусы с 13 спицами. Если их меньше, то такое устройство называется усеченным. В нижней части соробаны находятся спицы, расположенные вертикально, на каждой по 5 костяшек, таких, как на обычных счетах. Сверху над ними поперечная перекладина тоже с костяшками.

Каждая из пяти косточек имеет свое назначение. Верхняя называется пятеркой (небесной косточкой), а остальные обозначают единицы (земные косточки). Работают дети с помощью большого и указательного пальца, передвигая костяшки. На первой справа спице находятся разряды: единицы, затем десятки и так далее.

Правила пользования соробаной объясняет преподаватель, дети быстро ее осваивают.

Нужно изучать или нет ментальную арифметику

Отношение в России к ментальной арифметике неоднозначное. Кто-то соглашается с уникальностью методики, кто-то считает, что в ней нет ничего необычного. Об этом можно судить, прочтя отзывы о методике в интернете.

Давайте разберемся, в чем достоинства ментальной арифметики:

  1. Ребенок учится счету в уме.
  2. Во время работы с соробаной развивается мелкая моторика руки, а это в свою очередь сказывается на развитии левого полушария мозга.
  3. Благодаря умению логически мыслить, ребенок становится успешнее по всем предметам школьной программы. Намного легче дается заучивание стихов, прозы, изучение иностранных языков.

Многие родители на практике познали полезность новой методики. Они считают, что такой предмет должен быть включен в школьную программу. Пусть не обязательным часом, а в разделе факультативов ему нужно отвести место. Ведь это действительно развивающая методика, помогающая развитию детского интеллектуального потенциала. Как правило, более ярко выраженный результат наблюдается у детей с математическими наклонностями.

Хотя некоторые родители отмечают, что изучение ментальной арифметики дает не только плюсы, но и минусы в развитии ребенка.

В первую очередь, это касается того, что дети на первых порах становятся менее внимательными. Могут ошибиться при выполнении несложных заданий. Особенно трудно даются уравнения.

Во-вторых, минусом является дороговизна обучения в центрах, включая и стоимость абакуса. Интернет уроки уже имеются, но за них тоже приходится платить.

Видео

Несмотря на то, что в России с ментальной арифметикой познакомились не так давно, но уже сегодня есть специально обученные преподаватели, авторские программы. Пока обучение ведется в нескольких центрах.

Не нужно считать ментальную арифметику отстраненным предметом. Это, по сути, забытое старое, принявшее новый вид, дающее возможность раскрыть потенциал любого ребенка, сформировать разностороннюю личность. Маленькие гении во все времена в будущем становились надежной опорой науки и государства.

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»