Развитие школьника

Однородные члены предложения, знаки препинания при

Почему однородные члены предложения называют «однородными»

Сказка «Почему однородные члены предложения называют «однородными»?»

В лесной школе на доске написала мудрая сова предложение:

В нашей школе зверята читают, пишут и считают.

— Посмотрите, зверята, сколько действий вы делаете в школе.
— Три: «читаем», «пишем», «считаем»! – закричали наперебой зверята.
— А как вы можете назвать такие члены предложения?
Задумались ученики, стали рассуждать:
— Все эти действия делаем мы, зверята. Следовательно, и вопрос к сказуемым будет задаваться от одного слова:

Зверята (что делают?) читают.
Зверята (что делают?) пишут.
Зверята (что делают?) считают.

— Точно,- добавила лисичка-отличница, — на уроках мы и читаем, и считаем, и пишем. И все это ученики обязательно должны делать, чтобы хорошо учиться.

— Правильно, — похвалила лисичку сова. – А как же в предложении мы можем назвать такие члены?
— Одинаковые!- фыркнул ежик.
— Перечисляющие! – пропищали белочки.
Посмотрела мудрая сова на своих учеников и сказала:
— Такие члены предложения нужно называть «ОДНОРОДНЫМИ», поскольку они

  1. зависят от одного слова;
  2. отвечают на один и тот же вопрос;
  3. являются одним и тем же членом предложения;
  4. обозначают однородные явления, предметы, признаки, действия и состояния.

Запомните, зверята, признаки однородных членов!

Записали зверята слова мудрой совы, но тут же возник у них новый вопрос: «А как же разделять их в предложении? Ведь если мы будем писаться без знаков препинания и союзов, никто и не поймет, что они однородные»?
— Хороший вопрос, зверята! Давайте узнаем, какие же знаки препинания при однородных членах . Мы же должны не только их видеть, но и правильно ставить запятые.
И написала мудрая сова на доске предложение:

На лесной полянке прыгали белочки и зайчики.

— Мы вместе прыгали!- закричали белочки и зайчики.
— Значит, в предложении вас будет соединять соединительны союз «И», и запятую при нем мы ставить не будем, чтобы не разделять вас. Прыгайте вместе, зверята!

Мишка любит мед, но боится пчел.

— Все верно, — пробурчал Мишка. – Мед люблю. А вот пчелы так сильно кусаются, что страшно к ульям подходить. Боюсь я пчел.
-Если в предложении однородные члены противопоставляются противительными союзами «А», «НО», «ЗАТО», будем ставить запятую.

Мишка боится пчел, а мед все равно любит.

Мишка немного покусан, зато сыт.

Мудрая сова снова написала на доске предложение:

В корзинке у ежика лежат грибы или яблоки?

— У меня в корзинке лежат грибы и яблоки! Угощайтесь! Я много собрал по дороге! — обрадовался ежик, что можно будет перекусить на уроке. – Но почему вы подумали, что у меня только яблоки или только грибы?
— Правильно ежик подметил! Я употребила с однородными членами разделительный союз «ИЛИ», при котором запятая не ставится.
Прозвенел звонок в лесной школе. Мудрая сова посмотрела на своих учеников и спросила:
— Теперь вы поняли, зверята, почему однородные члены предложения называются «ОДНОРОДНЫМИ»?
— Поняли, мудрая сова. И теперь мы всегда будем правильно ставить знаки препинания при однородных членах в предложениях, где они встречаются!

 

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»