Развитие школьника

Развитие связной речи младших школьников. Методика

Развитие связной речи младших школьников

     Развить речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь никак развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь  недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.

Развитие связной речи младших школьников

Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс. Фундамент закладывается еще в старшей и подготовительной группах детского сада и продолжается уже в начальной школе. Речь развивается и совершенствуется. Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 основных аспекта:

  • работа со словом;
  • работа со словосочетаниями и предложениями;
  • работа над построением связной речи.

Очень важным является факт обогащения словаря учащихся. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления, которые обязательно нужно учитывать:

  • узнавание учениками значений новых слов, что приведет к увеличению словарного запаса;
  • изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов или синонимов, и  их различий;
  • превращение пассивного словаря в активный;
  • устранение слов-паразитов, нелитературных слов, исправление ошибок в произношении и ударении.

Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Для этого очень важно использовать различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану или образцу, конструктивные и так далее. Все это должно идти параллельно, поскольку развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.

Какие умения должны быть у школьников после занятий по развитию речи?

  1. Осмысление темы, ее раскрытие, подготовка информации и материала, его отбор и применение разнообразных языковых средств. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
  2. Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
  3. Подготовка словарного запаса, словосочетаний, трудных слов и их правописание.
  4. Умение связно излагать мысли и устно, и в тетрадях, т.е. писать сочинения, уметь развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
  5. Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями.

У связной речи есть несколько параметров, которые нужно научиться соблюдать: логичность, точность, правильность, содержательность, выразительность и ясность. Овладение речью всегда оценивается именно в соответствии с этими требованиями. Для освоения всех правил нужна систематичность, только в этом случае все методики и упражнения для младших школьников по развитию связной речи окажутся эффективными и принесут результат.

За короткий срок невозможно увидеть эффект. Если все приемы по развитию речи отрабатываются не только во время уроков, но и дома, и в общении со сверстниками, то вся работа приведет к успеху, который будет заметен и ученикам, и их учителю, и родителям. Любое занятие по развитию речи – это большая подготовка и трудоемкий процесс, имеющий цель научить любого ребенка владеть своей речью.

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»