Психическое развитие

Можно ли наказывать ребенка

Можно ли наказывать ребенка

           Можно ли наказывать ребенка в воспитательных целях – этот риторический вопрос  на том или ином этапе роста малыша задает себе каждый родитель. Несмотря на огромное количество педагогических рекомендаций по этому поводу, каждый решает этот сложный вопрос по- своему. Это происходит потому, что в подсознании любого взрослого человека заложена модель определенного воспитательного поведения.

Давно подмечено психологами,  что те методы воспитания, которые в детстве вызывают у нас отчаянный протест, с появлением собственных детей не меняются, но уже в нашем исполнении. Поэтому, с большой долей вероятности можно предположить, что, если родители применяли методы физического наказания по отношению к Вам, Вы перенесете эту модель уже на своих детей. А ведь есть альтернативные физическому методы воспитательного воздействия, причем польза от их применения оказывается на практике намного выше.

      Можно ли наказывать ребенка и как правильно это делать

Способы как можно наказывать ребенка:

  •      Первый, не очень педагогичный, но вполне действенный метод – это сознательное и демонстративное игнорирование. Такой способ с педагогической точки зрения может привести к положительному результату, только в случае, если вы имеете дело с относительно маленьким ребенком. Естественно, речь идет не о грудничках, а о детях, способных в силу возраста анализировать свои поступки и реакцию взрослого на них. Смысла в применении такой линии поведения с ребенком 15-18 лет уже нет. Подросток, может быть, и добивается того, чтобы его хоть на время оставили в покое.

Возвращаясь к детям помладше, необходимо следовать жесткому правилу: во всем должна быть мера. Если такая метода для малыша не оказывается действенной, стоит прекратить «молчанку».  Это не обозначает поражения с вашей стороны, просто необходимо выбрать другую тактику.

  •            Следующий более утомительный, но успешный с психологической точки зрения метод —  это анализ последствий плохого поведения. Это потребует от родителей большой выдержки, но и дает более стойкий в воспитательном отношении результат. Если малыш поймет, что прогулка по лужам неизбежно приведет к простуде, а, соответственно, плохому самочувствию и отсутствию прогулок в принципе в ближайшее время, то сможет при вашей помощи выстроить простую причинно-следственную последовательность. В этом варианте очень важно, хватил ли терпения выстраивать такую цепочку у взрослых в ответ на каждый неправильный поступок ребенка.
  •          Еще один, тоже не вполне педагогический метод – запугивание. В принципе, это создание стойкой ассоциации чего-то плохого с чем-то страшным: с Бабой-Ягой, Кощеем или более современными злодеями. Так взрослые очень удобно сбрасывают с себя груз ответственности за  наказание собственного ребенка: плохими в глазах ребенка оказываются уже вышеперечисленные злодеи. При применении на практике этого метода, важно знать меру. Психика ребенка, конечно, очень пластичный материал, но это не повод подвергать его ненужным страхам.

О физических наказаниях можно сказать только одно – к числу современных педагогических методов он не принадлежит и психологами не рекомендуется. 

В вопросе можно ли наказывать ребенка и, если да, то как, необходимо помнить самое важное: иногда можно «убить» словом. Для взрослого человека в споре с ребенком должно быть несколько табу.

Ни в коем случае не говорите ребенку то, что может доставить настоящую травму. Фразы вроде: «Я тебя больше не люблю», «Будь проклят тот день…», «Вот умру, тогда наплачешься» могут травмировать и взрослого, что тогда говорить о детях. А вообще, чаще смотритесь в зеркало: в споре с ребенком не всегда прав тот, кто старше.                                   

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»