Развитие школьника

Права ребенка в России беседа в старшей группе, в картинках

Беседа на тему «Права ребенка в РФ»

С момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он — «первенец» или «самый младший» и непременно — любимец всех членов семьи. В детской поликлинике — «пациент» из разряда грудничков. А главный социальный статус крохи — «личность», «гражданин». И прав у маленького гражданина немало. Подрастает малыш, и взрослые знакомят с ними. Уточним, какие конкретно возможности имеет каждый маленький человечек в РФ, какие документы закрепляют их за детьми, какой может быть беседа права ребенка для детей старшего дошкольного возраста или ученика начальной школы.

Российское законодательство на страже детских прав

В нашем обществе сформирована серьезная нормативно-правовая база, регулирующая права детей. В нее включены документы федерального и региональных уровней.

К этим документам относится прежде всего Конституция РФ.

Специальные статьи, обеспечивающие возможности маленького человека, есть в различных Кодексах (Семейном, Трудовом, Гражданском, Уголовном).

Разработан и введен в действие специальный закон, гарантирующий каждому малышу соблюдение и защиту его интересов (ФЗ-124, 1998 г.).

Их реализация осуществляется также в соответствии со специальными федеральными законами:

  • об образовании,
  • охране здоровья,
  • защите от негативной информации;
  • о вредном воздействии табачного дыма и т.д.

Региональное законодательство регламентирует вопросы социальной помощи семьям с детьми, а также обеспечивает защиту прав несовершеннолетних с помощью уполномоченных по правам детей.

Какие права имеет ребенок в РФ

Разработанная законодательная база касается всех сторон детской жизни, обеспечивая самые разные детские права.
Вспомним, что гарантируют законы нашим детям.

Права ребенка глазами детей

Жизнь

Самое основное, что получают дети, — право на жизнь. Пока малыш маленький, взрослые (семья, социальные институты государства) обязаны обеспечить ему возможность для нормальных условия жизни. Любая угроза для жизни — недопустима. Государство строго следит за соблюдением основного права несовершеннолетних.

Свобода и неприкосновенность личности

Создавая малышу условия для жизни, взрослые должны помнить, что даже младенец имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Именно поэтому внимательно и строго расследуются все факты нарушения этого: физическое насилие (избиение) малышей или похищение и незаконное, принудительное удерживание их в определенных условиях.

Здоровье

Еще одно важное право детей — на здоровье. Государство обеспечивает его, не только помогая малышам в период болезни. Кроме помощи в преодолении заболевания, дети получают возможность профилактического наблюдения за собственным состоянием. Это дает возможность специалистам своевременно заметить отклонения от нормы и воздействовать на них, чтобы избежать серьезных осложнений.
Именно для этого проводятся систематическая диспансеризация и регулярные медицинские осмотры несовершеннолетних, осуществляется профилактическая работа (прививки, оздоровление).
А заболевшие дети имеют право на медицинскую помощь и уход, а также полноценную реабилитацию в современных детских санаториях.

Семья

Проявляя всестороннюю заботу о малышах, государство стремится к тому, чтобы все дети смог реализовать такое важное право, как жизнь в семье. Любящая семья — естественное и самое необходимое для малыша условие развития и социализации.

Государство заботится о поддержке семей, имеющих детей, уделяя особое внимание многодетным семьям, а также родителям, имеющим детей с нарушениями здоровья.
К сожалению, не каждую семью можно назвать любящей, не в каждом доме создана здоровая атмосфера для малыша. В случаях возникновения угрозы жизни детей при ненадлежащем отношении к ним со стороны взрослых, заботу о детях берет на себя государственные учреждения (детские дома, центры для несовершеннолетних).

А чтобы несовершеннолетний не лишился на родительской заботы и внимания, он может получить новую семью — приемную. Институт приемной семьи, различные формы помощи детям, лишенным заботы родителей (усыновление, опека) находятся под пристальным вниманием государства. Это позволяет тысячам детей реализовать такое естественное для детей право — жить и воспитываться в семье.

Образование

Детство — важный этап в жизни, когда закладываются основы будущего профессионального успеха, создаются возможности для самореализации человека.
Именно в период детства и юношества реализуется еще одно право детей — на получение образования.
Дети, проживающие в нашей стране, получают бесплатное образования разных уровней:

  • Дошкольного;
  • Основного общего (1 — 9 классы);
  • Среднего общего (10 — 11 классы);
  • Среднего профессионального (колледжи, профессиональные лицеи и техникумы).

Каждый молодой человек имеет право попробовать свои силы в конкурсном отборе на бесплатное получение высшего образования в первый раз. Удачное прохождение конкурса гарантирует бесплатное обучение в вузе.
Немаловажным является и то, что правом на образование наделены все дети, независимо от их подготовки, уровня развития или состояния здоровья. Чтобы обеспечить общедоступный уровень получения образования, созданы специальные и коррекционные образовательные учреждения, разработаны специальные методики и формы получения образования, учитывающие самые разные особенности здоровья и развития детей.

Коррекционное и инклюзивное образование не только обеспечивает реализацию возможности на обучение для каждого малыша и подростка, но и является необходимым условием его дальнейшей социализации.

Жилище

Все указанное выше успешно реализуется, если соблюдается право детей на жилье. Государство гарантирует его, определяя, что несовершеннолетние граждане могут и должны проживать вместе с родителями.
Законодательно закрепляя это, государство помогает родителям реализовать его для своих детей. Для это разработана система субсидий и жилищных сертификатов.
Не остаются без внимания и несовершеннолетние, проживающие без родителей, в детских домах или приемных семьях. Если они имели жилье до попадания под опеку или в детский дом, то это жилье закрепляется за ними. А при отсутствии жилого помещения, дети получают жилплощадь от региональных органов власти.
Лишение жилища без предоставления другого места жительства — не только нарушение детских прав, но и серьезное правонарушение.

Другие права несовершеннолетних

Кроме перечисленных основных прав, дети имеют ряд других, которые также закреплены законодательно и находятся под защитой государства.

  • Так, например, каждый человек имеет право получить свое собственное имя, фамилию и отчество.
  • Для народов нашей многонациональной страны важным является изучение и использование родного языка.
  • Дети имеют право отдыхать, что учитывается разработчиками образовательных стандартов при определении норм времени на учебу и выполнение домашних заданий.
  • Являясь и осознавая себя личностью, дети имеют право на уважительное отношение к себе, а также другие возможности.

Права и возраст детей

Будучи наделенными разными правами, несовершеннолетний не все из них приобретает одновременно с моментом рождения. Конкретные права и обязанности ребенка зависят от его возраста.
Рассмотрим, как возраст детей влияет на гарантирование им новых прав.

С рождения Основные права, о которых мы уже вспомнили: на жизнь, здоровье, семью, жилище, свободу, неприкосновенность, имя, родной язык, отдых, уважение — малыш получает, как только родится.
С этого же времени дети получают право наследования и владения собственностью. Даже грудничок становится полноправным наследником имущества. В то же время следует уточнить, что распорядиться своей собственностью дети смогут только после достижения возраста дееспособности.
 6 лет  Некоторые родители удивляются, узнав, что при достижении шестилетнего возраста малыш становится правоспособным и приобретает гражданские права:

 на самостоятельные покупки в магазинах;

на получение подарков;

на самостоятельное распоряжение теми деньгами, которые взрослые давали ему на       карманные расходы.

 8 лет  вступать в детские общественные организации;
 10 лет  соглашаться или не соглашаться на усыновление;
 12 лет  Занимать переднее сиденье автомобиля по соседству с водителем.
 14 лет  14 лет — серьезный рубеж в жизни — подросток получает паспорт! А одновременно с этим приобретает новые права:

определиться с гражданством;

на работу: рабочий день у несовершеннолетних сокращенный, но начинать трудовую деятельность уже можно;

на самостоятельное распоряжение стипендией или зарплатой;

на самостоятельное обращение в суде или прокуратуру, чтобы отстоять свои права;

на банковские услуги: подростку разрешается самому открыть денежный счет в банке, а также распоряжаться этим счетом без участия родителей или законных представителей (пополнить счет, снять деньги частично или полностью закрыть счет);

закрепить за собой авторское право на свое произведение.

вступить в профсоюз или молодежное объединение;

перемещаться на велосипеде по шоссе.

 15 лет  самостоятельно решать, необходима ли медицинская помощь.
 16 лет  заключить брак и стать родителем;
вступить в кооператив;
принять решение об эмансипации (получить права дееспособности);
управлять мопедом или скутером.
  18 лет  С наступлением 18-летия гражданин перестает считаться несовершеннолетним, приобретает дееспособность и все права в соответствии с законодательством РФ.

Знакомство детей с их правами — важный компонент правового воспитания

Накопленный педагогами опыт убеждает: чем раньше начинается работа по формированию правосознания, тем лучших результатов удается добиться.
На первом этапе правового воспитания ребят знакомят с их собственными правами. Беседу о правах ребенка проводят с детьми старшего дошкольного возраста или учениками начальной школы.

Права ребенка в картинках

Советы по подготовке беседы

Планировать проведение беседы можно в любое время, но целесообразно приурочить ее ко дню защиты детей.

  • При подготовке беседы иллюстрируйте ее положения близкими детям ситуациями из детской литературы, например, сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дошкольники легко поймут, что такое право и бесправие, анализируя ситуации из жизни любимых персонажей.
  • Подготовьте наглядный материал: иллюстрации с изображением знакомых сказочных животных, разъясняющих определенное правовое понятие (например, право на жилье: русская народная сказка «Заюшкина избушка»).
  • Обращайтесь к теме не только на специальных мероприятиях. На любом уроке можно вспомнить проведенные разговоры, это поможет лучше закрепить информацию.
  • Подготовьте презентацию, посвященную правам детей. Ее можно будет использовать как в работе с детьми, так и с их родителями.
  • Подготовьте задания для активизации детей. В качестве заданий можно предложить разбор проблемных ситуаций. Дети могут выбрать из нескольких вариантов поведения героев тот, который соответствует правовому поведению или предложить свой поступок и объяснить его.
  • Подготовьте материал для консультации родителей. Работа будет успешнее, если в ней примут участие мамы и папы детей. Можно также провести родительское собрание на аналогичную тему. Родители, наверняка, получат новую для себя информацию.

Не ограничивайтесь проведением одного мероприятия (беседы о правах ребенка в старшей (или подготовительной) группе или классного часа). Серьезная тема требует системы мероприятий, в результате которых дети познакомятся, усвоят и смогут закрепить важную информацию о своих правах.

Права ребенка в России мультфильм

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»